Monday, June 25, 2018
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об инвестиционной деятельности

Закон вступил в силу со дня опубликования - 19 ноября 1991 года
(согласно Постановлению Верховного Совета Украины
от 18 сентября 1991 года N 1561-XII)

Данный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование экономики Украины, развитие международного экономического сотрудничества и интеграции.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Инвестиции

Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Такими ценностями могут быть:

средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги (кроме векселей);

движимое и недвижимое имущество (дома, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

имущественные права интеллектуальной собственности;

совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау");

права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права;

другие ценности.

Инвестиции в воссоздание основных фондов и на прирост материально-производственных запасов осуществляются в форме капитальных вложений.

Статья 2. Инвестиционная деятельность

1. Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства относительно реализации инвестиций.

2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:

инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;

государственного инвестирования, в том числе государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в соответствии с положениями данного Закона, осуществляемого органами государственной власти и органами власти Автономной Республики Крым за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;

инвестирования, осуществляемого органами местного самоуправления;

иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;

общего инвестирования, осуществляемого гражданами и юридическими лицами Украины, иностранных государств.

3. Инвестиционная деятельность обеспечивается путем реализации инвестиционных проектов и проведения операций с корпоративными правами и другими видами имущественных и интеллектуальных ценностей.

Инвестиционный проект - это совокупность целенаправленных организационно-правовых, управленческих, аналитических, финансовых и инженерно-технических мероприятий, которые осуществляются субъектами инвестиционной деятельности и оформленные в виде планово-расчетных документов, необходимых и достаточных для обоснования, организации и управления работами по реализации проекта. Разработке инвестиционного проекта может предшествовать разработка проектного (инвестиционной) предложения.

Проектное (инвестиционное) предложение - это результат технико-экономического исследования инвестиционных возможностей, на основании которых принимается решение о реализации инвестиционного проекта, оформленного в виде предложения относительно инициирования инвестиционного проекта. Разработка проектного (инвестиционного) предложения является одним из этапов разработки инвестиционного проекта.

Форма проектного (инвестиционного) предложения, на основе которой готовится инвестиционный проект, для разработки которого может предоставляться государственная поддержка, утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития.

Инвестиционный проект, для реализации которого может предоставляться государственная поддержка, разрабатывается в порядке и по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития.

Инвестиционный проект, для реализации которого может предоставляться государственная поддержка, должен содержать:

резюме (цель проекта, направление использования инвестиций, соответствие проекта стратегическим программным документам государства, прогнозные объемы производства продукции (товаров, услуг), потребность в инвестициях, необходимость обеспечения земельным участком или правами на него (аренда, суперфиций, эмфитевзис) для реализации проекта, основные показатели эффективности проекта, в том числе энергоэффективности, выводы экспертизы в соответствии с законодательством);

общую характеристику состояния и проблем, связанных с развитием объектов и субъектов инвестиционной деятельности (характеристика объектов и субъектов, продукции (товаров, услуг), результаты анализа рынков сбыта продукции (товаров, услуг), анализа конкурентного потенциала субъекта, в частности выявление возможностей развития, угроз и проблем в деятельности);

организационный план, планы маркетинговой и производственной деятельности;

план реализации проекта (срок введения в действие основных фондов, кадровое обеспечение, организационная структура и управление проектом, развитие инфраструктуры, мероприятия по охране окружающей естественной среды, источник финансирования проекта и выплат по обязательствам субъекта инвестиционной деятельности, гарантии и схема возвращения инвестиций, если такое возвращение предусмотрено проектом);

финансовый план (оценка финансовой и экономической возможности проекта);

информацию о рисках проекта, мерах пресечения и страхования рисков в случаях, предусмотренных законом;

прогноз экономического и социального эффекта от реализации проекта;

прогноз поступлений в бюджет и государственные целевые фонды;

пакет документов с обоснованием оценки влияния на окружающую естественную среду.

Инвестиционный проект может содержать дополнительные сведения в зависимости от сферы деятельности, в которой предусматривается реализация проекта.

В инвестиционный проект может включаться проект строительства, разработанный в соответствии с законодательством.

4. Инвестиционная деятельность с ценными бумагами осуществляется в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах и фондовом рынке.

5. Государственная поддержка реализации инвестиционного проекта и проектного (инвестиционного) предложения предоставляется в порядке, установленном данным Законом.

Статья 3. Инновационная деятельность

1. Инновационной деятельностью является совокупность мероприятий, направленных на создание, внедрение, распространение и реализацию инноваций в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности" с целью получения коммерческого и/или социального эффекта, которые осуществляются путем реализации инвестиций, вложенных в объекты инновационной деятельности.

Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики, ценные бумаги (кроме векселей), целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом.

Инвестирование и финансирование строительства объектов жилищного строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, может осуществляться исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты общего инвестирования, а также путем эмиссии целевых облигаций предприятий, выполнения обязательств по которыми осуществляется передача объекта (части объекта) жилищного строительства. Другие способы финансирования строительства таких объектов определяются исключительно законами.

Статья 5. Субъекты инвестиционной деятельности

1. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.

Негосударственные пенсионные фонды, институты совместного инвестирования, страховщики и финансовые учреждения - юридические лица публичного права осуществляют инвестиционную деятельность в соответствии с законодательством, которое определяет особенности их деятельности.

2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.

3. Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Статья 6. Законодательство об инвестиционной деятельности

Отношения, которые возникают при осуществлении инвестиционной деятельности на Украине, регулируются данным Законом, другими законодательными актами Украины.

Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством иностранного государства, на территории которого эта деятельность осуществляется, соответствующими договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.

Особенности осуществления инвестиционной деятельности на территории Украины субъектами инвестиционной деятельности, расположенными за пределами Украины, а также этих субъектов и субъектов Украины в зонах свободного предпринимательства на Украине определяются специальным законодательством Украины.

II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Права субъектов инвестиционной деятельности

1. Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и ведения хозяйства имеют равные права относительно осуществления инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.

Размещение инвестиций в любых объектах, кроме тех, инвестирование в которых запрещено или ограничено данным Законом, другими актами законодательства Украины, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

2. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов.

3. По решению инвестора права владения, пользования и распоряжения инвестициями, а также результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.

4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и ссуд.

Имущество инвестора может быть использовано им для обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

5. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины.

Для государственных предприятий, которые выступают инвесторами за пределами Украины и которым открыт ипотечный кредит, устанавливается гарантия по этим инвестициям со стороны государства.

6. Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, которые определяются по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Украины, без ограничения по объему и номенклатуре.

Статья 8. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

1. Инвестор в случаях и порядке, установленных законодательством Украины, обязан:

подать финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций;

получить разрешение на выполнение строительных работ в случаях и порядке, установленных Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности";

получить письменный отчет экспертизы проекта строительства в случаях и порядке, установленных статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности";

получить позитивный вывод государственной экспертизы инвестиционного проекта в случаях и в порядке, установленных Кабинетом Министров Украины.

2. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

соблюдать государственные нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством Украины;

выполнять требования государственных органов и должностных лиц, которые заявляются в пределах их компетенции;

подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;

не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять требования законодательства о защите экономической конкуренции;

платить налоги, сборы (обязательные платежи) в размерах и в порядке, установленном законами Украины.

3. Для проведения хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию, участники инвестиционной деятельности должны получить соответствующую лицензию, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

Основным правовым документом, который регулирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).

Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестирование и финансирование одной квартиры в объекте строительства несколькими инвесторами возможно исключительно при условии заключения между ними договора в письменной форме, в котором определяется доля каждого инвестора и порядок внесения им соответствующей инвестиции.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности сверх своей компетенции не допускается.

Статья 10. Источники финансирования инвестиционной деятельности

1. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещения убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные вознаграждения и сбережения граждан, юридических лиц и тому подобное);

заемных финансовых средств инвестора (облигационные ссуды, банковские и бюджетные кредиты);

привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц);

бюджетных инвестиционных ассигнований;

безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, предприятий и граждан.

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Цели государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с целью реализации экономической, научно-технической и социальной политики исходя из целей и показателей экономического и социального развития Украины, государственных и региональных программ развития экономики, государственного и местных бюджетов, в частности предусмотренных в них объемов финансирования инвестиционной деятельности.

При этом создаются льготные условия инвесторам, которые осуществляют инвестиционную деятельность в наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей направлениях, в первую очередь социальной сфере, техническом и технологическом совершенствовании производства, создании новых рабочих мест для граждан, которые нуждаются в социальной защите, внедрении открытий и изобретений, в агропромышленном комплексе, в реализации программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в производстве строительных материалов, в области образования, культуры, охраны культурного наследия, охраны окружающей среды и здоровья.

Статья 12. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.

2. Управление государственными инвестициями осуществляется органами государственной власти и органами власти Автономной Республики Крым и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.

3. Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется путем:

представления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

государственных норм и стандартов;

мероприятий по развитию и защите экономической конкуренции;

разгосударствления и приватизации собственности;

определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

политики ценообразования;

проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов;

других мероприятий.

Статья 12 1. Государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности

1. Направления инвестиционной деятельности, по которым предоставляется государственная поддержка, определяются программными документами, утвержденными в установленном законодательством порядке.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности предусматривает участие государства в разработке и/или реализации инвестиционных проектов.

Государственная поддержка для реализации инвестиционных проектов предоставляется, в частности, путем:

финансирования реализации инвестиционных проектов за счет средств государственного или местных бюджетов;

софинансирование инвестиционных проектов из государственного и местных бюджетов;

предоставление в соответствии с законодательством для реализации инвестиционных проектов государственных и местных гарантий с целью обеспечения выполнения долговых обязательств по заимствованиям субъекта ведения хозяйства и кредитования за счет средств государственного или местных бюджетов;

полной или частичной компенсации за счет средств государственного или местных бюджетов процентов по кредитам субъектов ведения хозяйства для реализации инвестиционных проектов;

применение других форм, предусмотренных данным Законом.

Государственная поддержка для разработки инвестиционного проекта предоставляется исключительно в случае наличия проектного (инвестиционной) предложения путем финансирования или софинансирования за счет средств государственного и/или местных бюджетов.

2. Государственная поддержка для разработки или реализации инвестиционных проектов предоставляется исключительно после государственной регистрации проектных (инвестиционных) предложений или инвестиционных проектов и оценки их экономической эффективности, которая проводится центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики в течение одного месяца в порядке и согласно критериям, установленным Кабинетом Министров Украины.

Государственная поддержка для разработки или реализации инвестиционного проекта не может быть предоставлена в случае наличия хотя бы одного негативного экспертного вывода по результатам проведения отмеченной оценки.

3. Отбор проектных (инвестиционных) предложений и инвестиционных проектов, для разработки или реализации которых предоставляется государственная поддержка, осуществляется на конкурсной основе на основании данных Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений, а также экспертных выводов по результатам проведения экспертной оценки их экономической эффективности.

Перечень документов, которые подаются для такого отбора, а также порядок и критерии отбора и определения формы предоставления государственной поддержки для разработки или реализации соответствующих инвестиционных проектов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

К указанным документам могут прикладываться результаты независимой экспертизы проектного (инвестиционного) предложения и инвестиционного проекта, проведенной за счет средств субъекта инвестиционной деятельности.

4. Основные принципы предоставления государственной поддержки для разработки или реализации инвестиционных проектов определяются законом.

Предоставление такой государственной поддержки осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

5. Субъект инвестиционной деятельности, которому оказана государственная поддержка для разработки или реализации инвестиционного проекта, приводит в соответствие с показателями государственного бюджета на планируемый бюджетный период и прогнозом Государственного бюджета Украины на следующих за планируемым два бюджетных периода планы своей деятельности на планируемый и следующие за планируемым два бюджетных периода, которые включают мероприятия для разработки или реализации инвестиционных проектов.

6. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития, на основании поданных субъектами инвестиционной деятельности сведений относительно предоставленной им государственной поддержки и данных Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений обеспечивает осуществление мониторинга и анализа эффективности использования государственной поддержки инвестиционной деятельности в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития.

Результаты такого анализа используются органами исполнительной власти во время составления проекта Государственного бюджета Украины на следующий год, а также для формирования предложений в Государственный бюджет Украины на последующие бюджетные периоды относительно расходов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности.

Статья 12 2. Государственная регистрация инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений

1. Государственная регистрация инвестиционных проектов, для реализации которых может предоставляться государственная поддержка, и проектных (инвестиционных) предложений, на основе которых готовятся инвестиционные проекты, для разработки которых может предоставляться государственная поддержка, осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики на основании позитивного вывода экспертной оценки их экономической эффективности.

2. Субъектом инвестиционной деятельности для государственной регистрации инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения в центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики подаются следующие документы:

1) заявление о рассмотрении инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития;

2) копия инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения, которое прошито, пронумеровано, удостоверено подписью уполномоченного лица субъекта инвестиционной деятельности, а также печатью (для юридического лица);

3) нотариально удостоверенные копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов (для юридического лица - резидента);

4) справка органа государственной налоговой службы по месту регистрации субъекта инвестиционной деятельности как налогоплательщика о состоянии расчетов с государственным бюджетом (для юридического лица - резидента);

5) копии документа, который удостоверяет лицо, и справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (кроме физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют соответствующую запись в бесконтактном электронном носителе паспорта гражданина Украины) с предоставлением оригиналов указанных документов (для физического лица - резидента);

6) документы, которые свидетельствуют о регистрации (создании) иностранного юридического лица в государстве его местонахождения, в частности выпискиозданиихенные161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616 из торгового, банковского или судебного реестра, удостоверенные в соответствии с законодательством государства их выдачи, переведенные на украинский язык и легализуемые в консульском учреждении Украины (если иное не предусмотрено международными договорами Украины) или удостоверенные в посольстве соответствующего государства в Украине и легализуемые в центральном органе исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере внешних сношений Украины (если участником реализации инвестиционного проекта является юридическое лицо - нерезидент);

7) выданные в установленном порядке экспертные выводы относительно инвестиционного проекта, в том числе разрешения и позитивные выводы по результатами экспертизы в соответствии со статьями 8 и 15 данного Закона, а также свидетельство о его государственной регистрации как инновационного или приоритетного инновационного в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности" (в случае государственной регистрации инвестиционного проекта).

3. В случаях, установленных законом, по запросу центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики субъектом инвестиционной деятельности подаются также другие документы, необходимые для рассмотрения инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения, в зависимости от возможных форм предоставления государственной поддержки.

4. Срок рассмотрения поданных для государственной регистрации инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения документов не должен превышать одного месяца со дня их поступления.

5. После государственной регистрации инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики выдает субъекту инвестиционной деятельности выписку из Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений.

6. Информация о государственной регистрации инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения обнародуется путем размещения соответствующей выписки из Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений на официальном сайте центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики в течение одного месяца со дня государственной регистрации.

7. Выписка из Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений относительно объемов и форм предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности на последующие бюджетные периоды используется для формирования индикативных прогнозных расходов Государственного бюджета Украины на соответствующие периоды.

8. Ведение Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

9. Срок действия государственной регистрации инвестиционного проекта и проектного (инвестиционного) предложения прекращается в случае завершения реализации или разработки инвестиционного проекта и/или по представлению субъекта инвестиционной деятельности, или если в течение более чем трех лет такой проект или предложение не избрано во время проведения конкурсного отбора для предоставления государственной поддержки, после чего соответствующая запись в Государственном реестре инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений аннулируется.

10. Государственная регистрация инвестиционного проекта или проектного (инвестиционного) предложения не предусматривает никаких обязательств относительно предоставления государственной поддержки за счет средств государственного и/или местных бюджетов.

11. Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики обеспечивает сохранность конфиденциальной информации, связанной с инвестиционными проектами.

Статья 13. Порядок принятия решений относительно государственных инвестиций

1. Решения относительно государственных инвестиций принимаются на основе прогнозов экономического и социального развития государства, схем развития и размещения производительных сил, государственных целевых программ и технико-экономических обоснований, которые определяют целесообразность этих инвестиций.

2. Верховный Совет Украины утверждает в составе Основных направлений экономического и социального развития государства объемы государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств государственного бюджету.

Статья 14. Порядок размещения государственного заказа на выполнение работ по капитальному строительству

1. Одной из форм реализации государственных инвестиций является государственный заказ на выполнение работ по капитальному строительству.

2. Государственный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе с учетом экономической выгодности этих заказов для предприятий и организаций.

3. Принятие в эксплуатацию объектов государственного заказа осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 15. Государственная экспертиза инвестиционных проектов

1. Обязательной государственной экспертизе подлежат инвестиционные проекты, которые реализуются с привлечением бюджетных средств, средств государственных предприятий, учреждений и организаций, а также за счет кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

2. Государственная экспертиза инвестиционных проектов проводится в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. Государственная экспертиза инвестиционных проектов должна учитывать нормативы по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности.

Статья 16. Регулирование инвестиционной деятельности Верховным Советом Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления

Верховный Совет Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют регулирование инвестиционной деятельности на своей территории, в том числе путем согласования вопросов о создании производственных и социальных объектов, использования природных ресурсов субъектами инвестиционной деятельности.

Статья 17. Ценообразование в инвестиционной деятельности

Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по свободным ценам и тарифам, в том числе по итогам конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным фиксированным и регулируемым ценам и тарифам.

Стоимость строительства определяется с использованием национальных стандартов по ценообразованию, которые являются обязательными при осуществлении строительства объектов с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций.

IV. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 18. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

1. Государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов его субъектов.

Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свое действие на весь срок действия данных договоров и в случаях, когда после их заключения законодательством (кроме налогового, таможенного и валютного законодательства, а также законодательства по вопросам лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности) установлены условия, которые ухудшают положение субъектов или ограничивают их права, если они не пришли к согласию об изменении условий договора.

2. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.

Никто не имеет права ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

В случае принятия государственными или другими органами актов, которые нарушают права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Споры о возмещении убытков рассматриваются судом.

Статья 19. Защита инвестиций

1. Защита инвестиций - это комплекс организационных, технических и правовых мероприятий, направленных на создания условий, которые способствуют сохранности инвестиций, достижению целей внесения инвестиций, эффективной деятельности объектов инвестирования и реинвестирования, защите законных прав и интересов инвесторов, в том числе права на получение прибыли (дохода) от инвестиций.

Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправный режим, который исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы помешать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.

С целью обеспечения благоприятного и стабильного инвестиционного режима государство устанавливает государственные гарантии защиты инвестиций.

Государственные гарантии защиты инвестиций - это система правовых норм, которые направлены на защиту инвестиций и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей). Государственные гарантии защиты инвестиций не могут быть отменены или сужены относительно инвестиций, осуществленных в период действия этих гарантий.

2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизируемы или к ним не могут быть примененные меры, тождественные по последствиям. Такие меры могут применяться лишь на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных в связи с прекращением инвестиционной деятельности. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество или за арендные права в случае изъятия в соответствии с законодательными актами Украины возмещаются инвесторам, за исключением сумм, которые оказались использованными или потерянными в результате действий самих инвесторов или совершенных при их участии.

3. Споры, которые возникают в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются соответственно судом или третейским судом.

4. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы.

Статья 20. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

При несоблюдении договорных обязательств субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Украины и заключенными договорами.

Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных убытков не освобождают виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 21. Условия прекращения инвестиционной деятельности

Приостановка или прекращение инвестиционной деятельности осуществляется по решению:

инвесторов, при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности;

правомочного государственного органа.

Решение государственного органа о приостановке или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято по следующим причинам:

если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом;

объявления в установленном законом порядке инвестора банкротом в результате неплатежеспособности;

стихийного бедствия;

объявления чрезвычайного положения.

Статья 22. Международные договоры

Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об инвестиционной деятельности Украины, то применяются правила международного договора.

 

Председатель Верховного Совета

Украины

г. Киев

18 сентября 1991 года

N 1560-XII                                                                                                                                 Л. Кравчук