Monday, June 25, 2018
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

ЗАКОН УКРАИНЫ

О государственно-частном партнерстве

Данный Закон определяет организационно-правовые принципы взаимодействия государственных партнеров с частными партнерами и основные принципы государственно-частного партнерства на договорной основе.

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и признаки государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство - сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными обществами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами - предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, установленном данным Законом и другими законодательными актами.

На стороне частного партнера в договоре, который заключается в рамках государственно-частного партнерства, могут выступать несколько лиц, которые в соответствии с данным Законом могут быть частными партнерами. Такие лица несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

Особенности участия на стороне частного партнера нескольких лиц в конкурсах на определение частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства определяются Кабинетом Министров Украины.

К признакам государственно-частного партнерства относятся:

обеспечение более высоких технико-экономических показателей эффективности деятельности, чем в случае осуществления такой деятельности государственным партнером без привлечения частного партнера;

продолжительность отношений (от 5 до 50 лет);

передача частному партнеру части рисков в процессе осуществления государственно-частного партнерства;

внесение частным партнером инвестиций в объекты партнерства из источников, не запрещенных законодательством.

Статья 2. Правовые основы государственно-частного партнерства

1. Правовыми основами государственно-частного партнерства являются Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, данный Закон, другие законодательные акты Украины, а также международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины.

2. В случае если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы осуществления государственно-частного партнерства

1. К основным принципам осуществления государственно-частного партнерства относятся:

равенство перед законом государственных и частных партнеров;

запрещение любой дискриминации прав государственных или частных партнеров;

согласование интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды;

неизменность в течение всего срока действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, целевого назначения и формы собственности объектов, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или принадлежат Автономной Республике Крым, переданных частному партнеру;

признание государственными и частными партнерами прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства;

справедливое распределение между государственным и частным партнерами рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

определение частного партнера на конкурсной основе, кроме случаев, установленных законом.

Статья 4. Области применения государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство применяется в таких сферах:

поиск, разведка месторождений полезных ископаемых и их добыча, кроме таких, которые осуществляются на условиях соглашений о разделе продукции;

производство, транспортировка и снабжение теплом и распределение и снабжение природного газа;

строительство и/или эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, путейских эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;

машиностроение;

сбор, очистка и распределение воды;

здравоохранение;

туризм, отдых, рекреация, культура и спорт;

обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем;

обработка отходов;

производство, распределение и снабжение электрической энергии;

управление недвижимостью.

2. Государственно-частное партнерство может применяться в других сферах деятельности, кроме видов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с законом позволяется осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям. Государственно-частное партнерство применяется с учетом особенностей правового режима относительно отдельных объектов и отдельных видов деятельности, установленных законом.

3. Осуществление государственно-частного партнерства в сферах, определенных частью первой этой статьи, предусматривает выполнение одной или нескольких следующих функций:

проектирование;

финансирование;

строительство;

возобновление (реконструкция, модернизация);

эксплуатация;

поиск;

обслуживание,

а также других функций, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства.

Раздел II
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 5. Формы осуществления государственно-частного партнерства

1. В рамках осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с данным Законом и другими законодательными актами Украины могут заключаться договоры о:

концессии;

совместной деятельности;

другие договоры.

Существенные условия договоров, которые заключаются в рамках осуществления государственно-частного партнерства, должны отвечать требованиям, установленным законами Украины.

2. Вид договора, который заключается в рамках государственно-частного партнерства, определяется органом, который принимает решение об осуществлении государственно-частного партнерства.

3. Договоры, заключенные согласно части первой этой статьи, регулируются законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом, в случае, если относительно них в предусмотренном данным Законом порядке принято решение об осуществлении государственно-частного партнерства.

4. Действие этого закона не распространяется на соглашения о разделе продукции, порядок заключения, исполнения и расторжения которых регулируется Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции».

Статья 6. Осуществление государственных закупок в рамках государственно-частного партнерства

1. Государственные закупки в рамках государственно-частного партнерства осуществляются в соответствии с законодательством о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства.

2. Иностранные субъекты хозяйственной деятельности и субъекты ведения хозяйства Украины пользуются равными правами относительно участия в государственных закупках.

Статья 7. Объекты государственно-частного партнерства

1. Объекты государственно-частного партнерства - объекты, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или принадлежат Автономной Республике Крым.

2. Объектами государственно-частного партнерства могут быть:

существующие, в частности, воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технической переоснастки) объекты, в том числе участки недр;

создаваемые или приобретенные объекты.

3. Передача объектов, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или принадлежат Автономной Республике Крым, частному партнеру для выполнения условий договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, не предопределяет переход права собственности на эти объекты к частному партнеру.

Такие объекты подлежат возвращению государственному партнеру после прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

Право собственности на объекты, которые достроены, перестроены, реконструированы в рамках государственно-частного партнерства, принадлежат государственному партнеру.

4. Объектами государственно-частного партнерства не могут быть объекты, относительно которых принято решение о приватизации.

5. Объекты государственно-частного партнерства не могут быть приватизированы в течение всего срока осуществления государственно-частного партнерства.

Статья 8. Использование земельных участков для осуществления государственно-частного партнерства

1. В случае если для осуществления государственно-частного партнерства необходимо пользование земельным участком, государственный партнер обеспечивает частному партнеру возможность использования такого участка на срок, установленный договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

В случае принятия уполномоченным органом решения об осуществлении государственно-частного партнерства проекты землеустройства относительно отведения земельных участков, другая документация по землеустройству, которая в соответствии с законодательством требуется для предоставления земельного участка в пользование, а также документация относительно земельных участков, необходимых частному партнеру для осуществления такого партнерства, разрабатывается по заказу государственного партнера.

Государственный партнер должен согласовать документацию по землеустройству с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в предусмотренном законодательством порядке, а в случаях, предусмотренных законом - получить позитивный вывод государственной землеустроительной экспертизы в порядке, определенном законом.

Финансирование работ по разработке (изготовлению) землеустроительной документации и ее экспертизы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или за счет средств лица, которое подало предложение об осуществлении государственно-частного партнерства.

Оплата работ по разработке (изготовлению) землеустроительной документации и ее экспертизы лицом, которое подало предложение об осуществлении государственно-частного партнерства, не создает для такого лица преимуществ в конкурсе по определению частного партнера по отношению к другим участникам конкурса.

Документально подтвержденные расходы, осуществленные государственным партнером и/или лицом, которое подало предложение об осуществлении государственно-частного партнерства, на разработку (изготовление) документации по землеустройству и ее экспертизу, возмещаются частным партнером в соответствии с условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.

2. Порядок и условия получения частным партнером права на пользование земельными участками, указанными в части первой этой статьи, отмечаются в условиях конкурса по определение частного партнера для заключения договора в рамках государственно-частного партнерства.

3. После прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, частный партнер обязан освободить земельный участок, предоставленный ему для осуществления государственно-частного партнерства в соответствии с этой статьей.

4. В случае если в договоре о государственно-частном партнерстве предусматривается предоставление в пользование (эксплуатацию) и / или управление линии электропередачи, связи, трубопроводы, другие линейных коммуникаций, относительно прокладки и эксплуатации которых установлен сервитут, такой сервитут может осуществляться от имени государственного партнера частным партнером.

О наличии таких сервитутов указывается в условиях конкурса по определению частного партнера и договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства.

Статья 9. Источники финансирования государственно-частного партнерства

1. Финансирование государственно-частного партнерства может осуществляться за счет:

финансовых ресурсов частного партнера;

финансовых ресурсов, заимствованных в установленном порядке;

средств государственного и местных бюджетов;

других источников, не запрещенных законодательством.

Раздел III
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 10. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства

1. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов государственной собственности готовятся соответствующими органами исполнительной власти или лицами, которые в соответствии с данным Законом могут быть частными партнерами, и подаются в орган, уполномоченный Кабинетом Министров Украины.

2. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов коммунальной собственности готовятся соответствующими органами местного самоуправления или лицами, которые в соответствии с данным Законом могут быть частными партнерами, и подаются на рассмотрение соответствующих сельских, поселковых, городских, районных или областных советов или в уполномоченные ими органы.

3. Предложения об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов Автономной Республики Крым готовятся органом, уполномоченным Советом Министров Автономной Республики Крым, или лицами, которые в соответствии с данным Законом могут быть частными партнерами, и подаются на рассмотрение Совета Министров Автономной Республики Крым или в уполномоченный им орган.

Статья 11. Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства

1. Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства и выявление возможных рисков, связанных с его реализацией, проводятся путем:

детального обоснования социально-экономических и экологических последствий осуществления государственно-частного партнерства;

сравнения основных показателей реализации проекта (рентабельности, уровня расходов, качества услуг и тому подобное) с привлечением частного партнера или без такого привлечения;

выявления видов рисков осуществления государственно-частного партнерства, их оценки и определения формы управления рисками, которое осуществляется в соответствии с методики, утвержденной Кабинетом Министров Украины;

определения формы реализации государственно-частного партнерства.

Анализ эффективности осуществления государственно-частного партнерства и выявление возможных рисков, связанных с его реализацией, проводятся относительно объектов:

государственной собственности - центральным органом исполнительной власти, уполномоченным Кабинетом Министров Украины;

коммунальной собственности - исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным соответствующим сельским, поселковым, городским, районным или областным советом;

Автономной Республики Крым - органом, уполномоченным Советом Министров Автономной Республики Крым.

2. Порядок проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства определяется Кабинетом Министров Украины с учетом особенностей, определенных данным Законом.

Статья 12. Обоснование социально-экономических и экологических последствий осуществления государственно-частного партнерства

1. Обоснование социально-экономических и экологических последствий осуществления государственно-частного партнерства проводится по результатам анализа:

экономических и финансовых показателей реализации партнерства, в том числе сравнения показателей его реализации с применением государственно-частного партнерства, включая прогнозируемые расходы и выгоды от его реализации, с показателями осуществления такой деятельности при других условиях вне рамок государственно-частного партнерства;

социальных последствий реализации партнерства, включая улучшение качества услуг и уровня обеспечения спроса товарами (работами и услугами);

рисков, связанных с реализацией партнерства, с учетом разных средств их распределения между государственным и частным партнерами и влияния соответствующего распределения рисков на финансовые обязательства государственного партнера;

экологических последствий реализации партнерства с учетом возможного негативного влияния на состояние окружающей среды.

Статья 13. Принятие решения об осуществлении государственно-частного партнерства

1. Решение об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов государственной собственности, проведения конкурса и утверждения результатов конкурса по определению частного партнера принимаются Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

2. Решение об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов коммунальной собственности, проведения конкурса по определению частного партнера и утверждение результатов принимаются местными советами.

3. Решение об осуществлении государственно-частного партнерства относительно объектов Автономной Республики Крым, проведения конкурса по определению частного партнера и утверждение результатов принимаются Советом Министров Автономной Республики Крым.

4. Решение об осуществлении государственно-частного партнерства принимается в течение двух календарных месяцев со дня представления предложений об осуществлении государственно-частного партнерства в предусмотренном данным Законом порядке.

Орган, который принял решение об осуществлении государственно-частного партнерства или о нецелесообразности осуществления такого партнерства, обязан в течение 15 календарных дней со дня принятия соответствующего решения сообщить о таком решении лицу, которое подало предложения об осуществлении государственно-частного партнерства.

Раздел IV
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРА

Статья 14. Определение частного партнера

1. Определение частного партнера для заключения договора (договоров) в рамках государственно-частного партнерства осуществляется исключительно на конкурсной основе, кроме случаев, предусмотренных законом.

В случае если после объявления конкурса по определение частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства на участие в отмеченном конкурсе подал заявку лишь один претендент, соответствующий договор может быть заключен уполномоченным органом с этим претендентом путем согласования с ним существенных условий договора, если иное не определенно законами, которые регулируют отношения, которые возникают в процессе заключения и выполнения договоров, предусмотренных частью первой статьи 5 данного Закона.

2. Порядок проведения конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства относительно объектов государственной, коммунальной собственности или которые принадлежат Автономной Республике Крым, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В случае если законами Украины, которые регулируют отношения, которые возникают в процессе заключения договоров, предусмотренных частью первой статьи 5 данного Закона, установлен иной порядок проведения конкурса, применяется порядок проведения конкурса, установленный такими законами.

Статья 15. Принципы проведения конкурса по определение частного партнера

1. Во время принятия решения о проведении конкурса по определение частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства определяются:

срок осуществления государственно-частного партнерства, форма его реализации и основные этапы;

государственный партнер и объекты государственно-частного партнерства;

объем и формы финансового участия государственного партнера в осуществлении государственно-частного партнерства;

предельный срок представления заявок на участие в конкурсе;

предельный срок проведения конкурса по определение частного партнера;

основные квалификационные требования к участникам конкурса;

основные критерии определения победителя конкурса.

2. Требования части первой этой статьи применяются в случае, если иной порядок проведения конкурса не определен законодательством, которое регулирует отношения, которые возникают в процессе заключения договоров, предусмотренных частью первой статьи 5 данного Закона.

3. Объявление о проведении конкурса по определение частного партнера публикуется государственным партнером в газете "Правительственный курьер" или "Голос Украины", официальном печатном органе или средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления или Автономной Республики Крым, если государственным партнером выступают эти органы, а также размещается на официальном веб-сайте государственного партнера.

Статья 16. Предание огласке информации о результатах проведения конкурса по определение частного партнера

1. Результаты оценки конкурсных предложений участников конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства не подлежат разглашению до дня определения победителя конкурса, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Орган, который проводил конкурс, обязан в десятидневный срок со дня определения победителя конкурса обнародовать информацию и мотивированные разъяснения относительно оснований определения победителя и отклонения предложений других участников конкурса.

3. Предание огласке информации, отмеченной в части второй этой статьи, осуществляется путем опубликования ее в газете "Правительственный курьер" или "Голос Украины", официальном печатном органе или средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления или Автономной Республики Крым, если государственным партнером выступают эти органы, а также размещения на официальном веб-сайте государственного партнера.

Статья 17. Заключение договора в рамках государственно-частного партнерства с победителем конкурса

1. Заключение договора в рамках государственно-частного партнерства осуществляется органом, который в соответствии со статьей 13 данного Закона принял решение об осуществлении государственно-частного партнерства с победителем конкурса на условиях, установленных конкурсом по определению частного партнера.

2. В случае если победителем конкурса по определению частного партнера для осуществления государственно-частного партнерства определено несколько лиц на стороне частного партнера, договор, который заключается в рамках государственно-частного партнерства, подписывается этими лицами или лицом, уполномоченным ими на подписание указанного договора.

3. Государственный партнер в установленном Кабинетом Министров Украины порядке уведомляет о заключении договора в рамках государственно-частного партнерства центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства, уполномоченный на ведение учета договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства.

4. В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались в процессе заключения договора в рамках государственно-частного партнерства, такой договор может быть изменен, дополнен или прекращен при согласии сторон или в судебном порядке, если иное не установлено договором или не вытекает из сути обязательства.

Раздел V
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 18. Государственная поддержка осуществления государственно-частного партнерства

1. Государственная поддержка осуществления государственно-частного партнерства может оказываться:

путем предоставления государственных гарантий, гарантий Автономной Республики Крым и местного самоуправления;

путем финансирования за счет средств государственного или местных бюджетов и других источников согласно общегосударственным и местным программам;

в других формах, предусмотренных законом.

2. Решение о предоставлении государственной поддержки осуществления государственно-частного партнерства принимается в зависимости от права собственности на объект государственно-частного партнерства соответственно Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом исполнительной власти, органами местного самоуправления или Советом Министров Автономной Республики Крым в соответствии с законом.

3. Порядок предоставление государственной поддержки устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 19. Правовой режим инвестиционной и хозяйственной деятельности иностранного частного партнера

Для иностранных частных партнеров, которые осуществляют в Украине государственно-частное партнерство, устанавливается национальный правовой режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины.

Статья 20. Гарантии прав частных партнеров

1. Государство гарантирует соблюдение установленных законодательством Украины условий для осуществления деятельности частных партнеров, связанной с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, соблюдения прав и законных интересов частных партнеров.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность частных партнеров, связанную с осуществлением государственно-частного партнерства, кроме случаев, установленных законом.

3. В случае если цены (тарифы) на услуги, которые предоставляются в процессе осуществления государственно-частного партнерства, установленные в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство (предоставление), частный партнер имеет право на возмещение своих потерь в порядке, установленном законодательством.

В случае если цены (тарифы) на услуги частного партнера подлежат государственному регулированию, такие цены (тарифы) должны включать средства для компенсации стоимости внесенных частным партнером инвестиций (инвестиционную составляющую), если иное не предусмотрено договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.

Размер инвестиционной составляющей должен обеспечивать компенсацию в течение срока действия договора расходов частного партнера на осуществление инвестиций.

4. К правам и обязанностям сторон, определенных договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства, в течение срока его действия применяется законодательство Украины, действующее на день его заключения. Указанные гарантии распространяются в случае изменения гражданского и хозяйственного законодательства, которое регулирует имущественные права и обязанности сторон, и не касаются изменений законодательства по вопросам обороны, национальной безопасности, обеспечения общественного порядка, охраны окружающей среды, стандартов качества товаров (работ, услуг), налогового, валютного, таможенного законодательства, законодательства по вопросам лицензирования и другого законодательства, которое регулирует правоотношения, в которых не действует принцип равенства сторон (государственного и частного партнеров).

5. В случае принятия государственными органами или органами местного самоуправления решений, которые нарушают права частных партнеров, убытки, причиненные им в результате принятия таких решений, подлежат возмещению в полном объеме.

Частные партнеры имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате действий, бездействий или ненадлежащего выполнения государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами своих обязанностей, предусмотренных законодательством Украины, в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 21. Контроль за выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства

1. Контроль за выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, осуществляют центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины, другие органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законом.

2. Частные партнеры представляют соответствующим государственным партнерам информацию о выполнении договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, в порядке и по форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Статья 22. Полномочия центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства

1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства относятся:

организация проверки выполнения договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

подготовка предложений относительно обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере государственно-частного партнерства;

проведение мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере государственно-частного партнерства;

разработка концепции и проектов государственных целевых программ содействия расширению государственно-частного партнерства, реализация мероприятий по их выполнению;

содействие защите законных прав и интересов государственных и частных партнеров в процессе осуществления государственно-частного партнерства;

содействие досудебному урегулированию споров между государственными и частными партнерами;

проведение мониторинга, обобщение и предание огласке в установленном порядке результатов осуществления государственно-частного партнерства, в том числе осуществление оценки и мониторинга общего уровня рисков государственного партнера в договорах, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в сфере государственно-частного партнерства, в том числе во время проведения конкурсов по определение частного партнера;

проведение в пределах своих полномочий информационно-разъяснительной и консультационной работы;

участие в организации учебы и повышения квалификации специалистов в сфере государственно-частного партнерства;

ведение учета договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;

подача исков о расторжении договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, объектами которых являются объекты государственной собственности, в случае нарушения частными партнерами условий таких договоров;

осуществление других полномочий, предусмотренных законом.

Раздел VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в Земельном кодексе Украины (Ведомости Верховного Совета Украины, 2002 г. N  3 - 4, ст. 27):

часть шестую статьи 102 1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) прекращение действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров эмфитевзиса и суперфиции, заключенных в рамках такого партнерства)";

часть вторую статьи 134 после абзаца десятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности для потребностей частного партнера в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с законом".

В связи с этим абзацы одиннадцатый - девятнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым - двадцатым;

2) часть четвертую статьи 9 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" (Ведомости Верховного Совета УССР, 1990 г. N 52, ст. 650; Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г. N 17, ст. 209; 1999 г., N 24, ст. 210; 2004 г., N 13, ст. 181; 2006 г., N 47, ст. 462) заменить четырьмя частями следующего содержания:

"Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления устанавливают государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на работы (услуги) в размере экономически обоснованных расходов на их производство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые своим решением устанавливают (утверждают) цены (тарифы) на работы (услуги) в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство (предоставление), обязаны возмещать субъекту ведения хозяйства разницу между установленным (утвержденным) размером цены (тарифа) и размером экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) указанных работ (услуг) за счет средств соответствующих бюджетов.

Установление (утверждение) органами исполнительной власти и органами местного самоуправления цен (тарифов) на работы (услуги) в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, без определения источников для возмещения соответствующей разницы, в том числе за счет средств государственного или местных бюджетов, не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.

В случаях, предусмотренных законами, при установлении (утверждении) государственных фиксированных и регулируемых цен (тарифов) на работы (услуги) в состав таких тарифов органами исполнительной власти или органами местного самоуправления обязательно включается размер инвестиционной составляющей тарифа";

3) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1997 г. N 24, ст. 170 с последующими изменениями):

в подпункте 2 пункта "а" части первой статьи 28 слова "какие предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующего территориального общества; согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности" исключить;

часть первую статьи 43 дополнить пунктом 37 такого содержания:

"37) установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые предоставляются предприятиями, которые находятся в общей собственности территориальных обществ, представительство интересов которых осуществляет соответствующий районный или областной совет, а также субъектами ведения хозяйства, которые осуществляют управление (эксплуатацию) целостными имущественными комплексами таких предприятий";

4) пункт 7 части первой статьи 18 Закона Украины "О местных государственных администрациях" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1999 г. N 20 - 21, ст. 190) изложить в следующей редакции:

"7) определяет и устанавливает нормы потребления в сфере жилищно-коммунальных услуг, осуществляет контроль за их соблюдением";

5) в Законе Украины "О концессиях" (Ведомости Верховного Совета Украины, 1999 г. N 41, ст. 372 с последующими изменениями):

абзац четвертый статьи 1 дополнить предложением следующего содержания: "На стороне концессионера могут выступать несколько лиц";

в статье 3:

в части второй:

абзац второй дополнить словами "обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем";

абзац четвертый дополнить словами "обработка отходов";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"поиск, разведка месторождений полезных ископаемых и их добычи";

абзацы седьмой - девятый и тринадцатый изложить в следующей редакции:

"строительство и/или эксплуатация железных дорог, аэропортов, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, путейских эстакад, тоннелей, других путей сообщения, метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;

машиностроение;

здравоохранение";

"производство, транспортировка и снабжение теплом и распределение и снабжение природным газом";

после части четвертой дополнить новой частью следующего содержания:

"5. Под имуществом предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, которое предоставляется в концессию, нужно понимать имущество (основные средства, в том числе незавершенное строительство, невещественные активы), которое обеспечивает производство (создание) соответствующей продукции (услуг) в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей этой статьи.

Другие необратимые материальные активы, оборотные материальные активы, средства, ценные бумаги и имущество, которые не отвечают требованиям, определенным в абзаце первом этой части, а также имущественные права и обязательства, которые принадлежат балансодержателю имущества, которое предается в концессию, не является объектами концессии.

Необратимые материальные активы, оборотные материальные активы могут быть выкуплены концессионером на условиях, установленных условиями договора. Дебиторская и кредиторская задолженность, денежные средства и ценные бумаги могут быть переданы концессионеру на условиях, установленных договором.

Условия и порядок передачи концессионеру оборотных материальных активов, кредиторской и дебиторской задолженности, денежных средств и ценных бумаг могут быть включены в условия проведения концессионного конкурса.

У концессионера не возникает общего правопреемства согласно правам и обязательствам предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию. Условия и порядок передачи концессионеру прав и обязанностей предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию, могут быть установлены условиями концессионного конкурса.

В случае если все активы и обязательство предприятия, целостный имущественный комплекс которого предоставляется в концессию, переданы на баланс концессионеру, такое предприятие подлежит прекращению путем ликвидации.

Имущество, которое входит в состав целостного имущественного комплекса, который предоставлен в концессию, включается в баланс концессионера с указанием, что такое имущество находится в концессии".

В связи с этим части пятую - седьмую считать соответственно частями шестой - восьмой;

часть вторую статьи 7 после абзаца десятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"выступает заказчиком, осуществляет деятельность, связанную с согласованием и утверждением проектов землеустройства относительно отведения земельных участков, другой документации по землеустройству, которая разрабатывается с целью предоставления земельного участка в аренду концессионеру для осуществления концессионной деятельности".

В связи с этим абзацы одиннадцатый и двенадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым и тринадцатым;

в статье 8:

название дополнить словами "и его результатов";

абзац девятый части третьей после слов "подает также" дополнить словами "информацию о земельном участке, который будет предоставлена концессионеру для осуществления концессионной деятельности (кадастровый номер, целевое назначение, ограничение, обременение земельного участка, информация о наличии на земельном участке систем водо-, тепло-, газоснабжения, канализации, других инженерных коммуникаций), и";

после части пятой дополнить новой частью следующего содержания:

"6. Информация о результатах конкурса, основания определения победителя и отклонения предложений других участников подлежит размещению на официальном веб-сайте концедента безотлагательно после объявления решения об определении победителя конкурса и в десятидневный срок с этого дня - опубликованию в газете "Правительственный курьер" или "Голос Украины" или в печатном средстве массовой информации соответствующего органа местного самоуправления.

С победителем конкурса не позднее трех месяцев со дня опубликования результатов конкурса заключается договор концессии в порядке и на условиях, определенных данным Законом. По письменному обращению победителя конкурса этот срок может быть продлен".

В связи с этим часть шестую считать частью седьмой;

часть третью статьи 10 изложить в следующей редакции:

"3. В случае если для осуществления концессионной деятельности имеется потребность в земельном участке, договор аренды такого участка заключается в соответствии с законодательством";

в статье 12:

часть первую после абзаца первого дополнить тремя новыми абзацами следующего содержания:

"В случае если в течение срока действия договора концессии некоторые активы, предоставленные концессионеру в составе объекта концессии, выводятся из эксплуатации в связи с их списанием, в результате чего такие объекты не используются концессионером в его хозяйственной деятельности, происходит пересчет размера концессионных платежей путем уменьшения базы расчета концессионных платежей на стоимость таких активов, определенную на день предоставления их в концессию.

Размер концессионных платежей увеличивается в случае предоставления концедентом в течение срока действия договора концессии в управление (эксплуатацию) концессионеру новых объектов, созданных за счет средств местного или государственного бюджетов.

В случае предоставления в концессию права на управление (эксплуатацию) существующих на день заключения договора концессии объектов права государственной или коммунальной собственности концессионер освобождается от уплаты концессионных платежей за новые объекты основных средств и нематериальных активов, созданных (приобретенных) концессионером для выполнения условий концессионного договора за его счет".

В связи с этим абзац второй считать абзацем пятым;

первое предложение части четвертой изложить в следующей редакции:

"4. Концессионерам убыточных и низко рентабельных объектов концессии, которые имеют важное социальное значение, концедент может предоставлять льготы относительно концессионных платежей, в том числе в виде рассрочки, отсрочки, полного или частичного освобождения от уплаты концессионных платежей на определенный срок, а также предусматривать в договоре предоставление дотаций, компенсаций и льгот";

в статье 18:

часть вторую дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"заключать договоры аренды земли не позднее одного года со дня вступления в силу договора концессии. По письменному обращению частного партнера этот срок может быть продлен, но не более чем на один год";

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. В случае если со стороны концессионера в договоре концессии выступают несколько лиц, они несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренным условиями договора концессии";

абзац первый части третьей статьи 20 заменить четырьмя абзацами следующего содержания:

"3. Начисление амортизации на предоставленный в концессию объект осуществляется концедентом или уполномоченным им органом. О сумме начисленных амортизационных отчислений концессионеру сообщается ежеквартально в установленный договором концессии срок. На сумму начисленных амортизационных отчислений (но не более чем на сумму концессионной платы) уменьшается сумма концессионной платы, которая подлежит уплате концессионером за соответствующий период.

На сумму начисленных амортизационных отчислений, на которую была уменьшена сумма концессионной платы, концессионер обязан в порядке и в сроки, установленные договором концессии, осуществлять согласованные с концедентом работы относительно улучшения объекта концессии.

За нецелевое использование таких средств к концессионеру применяются штрафные санкции в размере 100 процентов сумм, использованных по нецелевому назначению, с начислением пени в размере 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины.

Амортизационные отчисления, начисленные на имущество, которое является собственностью концессионера, используются концессионером в соответствии с законодательством Украины".

В связи с этим абзацы второй - четвертый считать соответственно абзацами пятым - седьмым;

6) часть первую статьи 31 Закона Украины "Об аренде земли" (Ведомости Верховного Совета Украины, 2004 г. N 10, ст. 102; 2008 г., N 48, ст. 358; 2010 г., N 5, ст. 40) дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"прекращение действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров аренды земли, заключенных в рамках этого партнерства)";

7) часть пятую статьи 31 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" (Ведомости Верховного Совета Украины, 2004 г. N 47, ст. 514) после слова "городская" дополнить словами "районная, областная".

3. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Закона:

привести свои нормативно правовые акты в соответствие с данным Законом;

определить центральный орган исполнительной власти, к ведению которого относится осуществление полномочий, определенных статьей 22 данного Закона;

принять нормативно правовые акты, определенные данным Законом.

 

Президент Украины

г. Киев

1 июля 2010 года

N 2404-VI                                                                                                                                      В. Янукович